IUF logo; clicking here returns you to the home page.
IUF
Uniting Food, Farm and Hotel Workers World-Wide



Американские производители куриных яиц отзывают свою продукцию: хороший повод обратить внимание на условия труда и нарушения прав работников

Posted to the IUF website 03-Sep-2010



Критики чрезмерной концентрации производства в сельскохозяйственной и пищевой отрасли настойчиво утверждают, что нынешняя вспышка сальмонеллеза вызвана продукцией всего лишь двух производителей из штата Айова – компании Wright County Egg, принадлежащей Джеку ДеКостеру и еще одной компании, в которой он является крупным инвестором. Джек ДеКостер также владеет компанией, поставляющей корм для птицы (подозревают, что именно он стал источником заражения смертельными бактериями), а также и кур-несушек для обеих злополучных фабрик. Яйца, производимые на фабриках ДеКостера, поставляются под бесчисленным количеством торговых марок в супермаркеты и розничные точки по всей территории США, что делает невозможным для потребителей установить источник продукции. Списки, размещенные на сайте правительственной службы США, содержат около 90 торговых марок яиц, подлежащих отзыву – 3 из которых названы просто… «продукт, марка которого не установлена». Вся продукция была расфасована в упаковки различных размеров для продажи в розницу, и даже имела дату хранения!

Этот последний эпизод с испорченными продуктами в серии кажущихся бесконечным скандалов с отзывом пищевых продуктов, начиная от мяса и заканчивая орехами и замороженным тестом для пончиков, в который раз привлек внимание общественности к федеральным агентствам, ответственным за продовольственную безопасность, таким как Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарствами (оно как раз и проверяет качество яиц) и Департамент сельского хозяйства США.

К тому же, предприятия ДеКостера в штатах Айова и Мэн, как оказалось, и в прошлом не раз нарушали федеральный закон – однако наложенные на них штрафы, кажется, ни как не отразились ни на бизнес-модели предпринимателя, ни на симуляции надзорной деятельности властей. 24 августа спикер Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарствами заявил корреспонденту New York Times, что это «Управление никогда не проводило проверок ни на одной из этих фабрик в Айове».

Однако пока публика задается вопросом, куда смотрели контролирующие органы правительства, гораздо актуальнее спросить, что эти последние крупные вспышки заболеваний, вызванных отравлением пищевыми продуктами, говорят нам об условия работы и правах работников отрасли.

Последние проверки, проведенные на фермах, продукция которых стала источником заражения, выявили огромные кучи навоза в корпусах, где находятся куры. Более того, в числе других грубых нарушений элементарных гигиенических норм были найдены личинки насекомых и грызуны-переносчики паразитов.

Дикие птицы вили гнезда и летали над хранилищем кормов ДеКостера - наиболее вероятным источником заражения сальмонеллезом, поскольку дырявые стены производственных корпусов и склада предоставляли животным и птицам открытый доступ на территорию. Идентичные штаммы бактерий сальмонеллы были обнаружены в воде, навозе, на тротуарах и оборудовании фабрики по производству яиц. Согласно информации с сайта Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарствами, эта государственная служба проводит расследование с целью выяснить, «использовалось ли оборудование, применяемое для уборки навоза и трупиков птиц, для операций с птичьим кормом».

За ужасающими нарушениями требований гигиены скрывается нещадная эксплуатация работников, которые могли бы гарантировать безопасность пищевой продукции, но лишь при условии свободной реализации ими права на организацию профсоюза – ведь без этого они не могут контролировать ситуацию на рабочих местах! Куры вынуждены нести яйца посреди куч навоза, кишащих крысами и паразитами, - а ведь работникам, их обслуживающим, приходится работать в точно таких же условиях. Несоответствующая условиям работы спецодежда сотрудников Wright Country Egg означает, что работники вполне возможно, сами распространяли бактерии – а также были потенциальными разносчиками смертельного вируса H5N1.

В 1997 году птицефабрика ДеКостера в штате Мэн была оштрафована на 2 миллиона долларов за вопиющие нарушения требований охраны труда и здоровья. Кроме заражения бактериями, государственные органы сообщали о нарушениях противопожарной безопасности и правил защиты работников при работе с оборудованием. В своем блоге бывший секретарь Детартамента труда Роберт Райх недавно написал, что «работников заставляли жить в вагончиках, кишащих крысами, и убирать навоз и мертвых кур голыми руками. Фабрика представляла собой сельскохозяйственную «потогонку».

В 2002 году ДеКостер, заплатил 1,5 миллиона долларов по досудебному урегулированию иска мексиканских работниц его фабрики, обвинивших супервайзеров в сексуальных домогательствах, включая изнасилования…

Для такого предприятия как Wright Country Eggs подобные штрафы – сущие пустяки, часть расходов на ведение бизнеса. Одного менеджера, перевозившего нелегальных работников с одной фабрики на другую, в течение трех лет приговорили к домашнему аресту на три месяца и оштрафовали на 9000 долларов. Такой штраф вполне можно переварить, в отличие от продукции этой компании, которая вполне может оказаться смертельной.

Когда на предприятии нет сильного профсоюза с сильным комитетом по охране труда, или организация работников подавляется руководством, результатом становятся опасные и антисанитарные условия труда. Условия, угрожающие здоровью и калечащие работников сельскохозяйственной отрасли. Огромные (высотой более 2,5 метров) кучи кишащего крысами и паразитами навоза, оборудование, установленное без защитных ограждений, зараженная вода и территория – вот условия, «благодаря» которым птицефабрики превращаются в гигантские инкубаторы по производству бактерий сальмонеллы.

Отказ работникам в праве на реальную юридическую защиту и организацию профсоюза лишает потребителей необходимой защиты от риска пищевых отравлений.

Усиление регулирующих полномочий правительства с целью обеспечения продовольственной безопасности означает, прежде всего, обеспечение реальных прав работников, производящих наши продукты питания, помощь работникам в превращении сельскохозяйственных «потогонок» в предприятия с цивилизованными трудовыми отношениями, с действующим профсоюзом.