IUF logo; clicking here returns you to the home page.
IUF
Uniting Food, Farm and Hotel Workers World-Wide



Концентрация, картели и пираты свободной торговли

Posted to the IUF website 16-Jul-2008



Во вторник Европейская Комиссия, расследующая деятельность торговцев и дистрибьютеров злаков и другой сельскохозяйственной продукции (продовольствия и кормов) в двух странах Европейского Союза, посетила с выездными проверками офисы гигантов агробизнеса Cargill Inc и Bunge Ltd. Проверки осуществлялись в то время, когда цены на зерно подскочили до рекордного уровня на фоне высокого спроса, производственных проблем и практики использования зерна для производства биотоплива, вызвавшей рост цен на продовольствие. "У Комиссии есть основания полагать, что указанные компании могли нарушить... правила [Европейского Союза], касающиеся картелей и ограничительной деловой практики", – говорится в заявлении Комиссии.
Рейтер, 11 июля

В понедельник сельскохозяйственный конгломерат Cargill объявил, что его прибыль за третий квартал выросла на 86 процентов, достигнув 1,03 млрд. долларов за счет значительного расширения его торгово-закупочной деятельности и роста финансовой активности. Наибольшую прибыль конгломерат получил от переработки и продажи продовольствия.
Ассошиэйтед Пресс, 14 апреля 2008 г.

"Рост торговли делает глобальную продовольственную систему более стабильной и надежной. Торговля способствует процветанию, а процветание поддерживает мир”.
Из выступления вице-президента Cargill Рича Торреса на Выставке “All Candy Expo” в Чикаго 23 мая 2008 г.


Продовольственный гигант Cargill, бывший вице-президент которого составил первоначальный вариант «Соглашения по сельскому хозяйству» ВТО, известен как поборник принципов «свободной торговли». Однако, он никогда не стеснялся использовать свое положение на рынке для произвольного повышения или понижения цен (часто одновременно) с целью извлечения максимальной выгоды в каждом звене продовольственной цепочки. Так что недавние визиты представителей ЕС в европейские офисы корпорации не стали неожиданностью.

Напомним, что в 1937 году Cargill был на время исключен из Торговой Палаты Чикаго за монополизацию рынка кукурузы. С такой же ситуацией он столкнулся, когда монополизировал рынок пшеницы (1963 г.) и рынок сои (1973 г.). В 2004 году Cargill выплатил 24 млн. долларов после коллективного иска более дюжины крупных агропромышленных компаний (сами они, за немногими исключениями, тоже злоупотребляют доминирующим положением на собственных рынках), которые опротестовали глобальные картельные соглашения, позволявшие манипулировать многомилллиардным мировым рынком высокофруктозных сахаристых веществ из кукурузы.

В 1970х годах Cargill, воспользовавшись крайней неустойчивостью на мировом рынке пшеницы (причем такая ситуация отчасти была вызвана его собственными действиями), увеличил свои продажи с 2,2 млрд. в 1971 году до 28,5 млрд. всего за каких-то десять лет. Из полученных прибылей были профинансированы укрепление его доминирующей позиции в торговле/переработке, экспансия в такие новые отрасли, как производство мяса и бакалея, а также развитие сети финансовых операций компании. Во второй половине 1990х годов Cargill вел жесткую лоббистскую деятельность против системы гарантированных цен для американских фермеров, производящих зерно. Многих из них корпорация разорила с помощью поставок, превышающих спрос, и низких цен – и это при том, что сама она пользовалась субсидиями для захвата новых рынков за рубежом посредством демпинга.

В 2004 году Cargill продал свои бразильские предприятия по производству апельсинового концентрата двум компаниям. Одна из них, Cutrale, к настоящему времени стала мировым лидером в данной отрасли, производя концентрат для почти трети всего объема апельсинового сока, потребляемого в мире. В течение более чем десяти лет бразильские компании, перерабатывающие апельсины, преследовались за сговор с целью занижения закупочных цен (и систематические нарушения бразильского трудового законодательства). В 2007 году власти США начали расследование дела о предполагаемом демпинге бразильского концентрата для апельсинового сока, импортируемого в США.

При любой возможности Cargill и другие крупные торговые и перерабатывающие компании используют свое доминирующее положение на рынке для извлечения прибыли из неустойчивости цен. Более того, они сами создают такую неустойчивость. Концентрированная покупательная способность позволяет им манипулировать ценами посредством глобального арбитража, формальных и неформальных картельных соглашений и «стратегического партнерства» с другими ТНК, политического лоббирования, а также глобального торгового и инвестиционного режима, который укрепляет их власть над рабочими, фермерами и потребителями. В связи с этим Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН в выпуске «Мирового товарного обозрения» (World Commodity Review) за 2007-2008 годы сухо констатирует: «Присутствие [транснациональных корпораций] может приводить также к снижению конкуренции, что имеет негативные последствия для потребителей и местных фирм... В период 1996-2002 годов был раскрыт ряд картелей в сфере производства продуктов питания и кормовых ингредиентов, хотя в некоторых случаях незаконное фиксирование цен практиковалось еще с 1980х годов». Бывший глава ADM Дуэйн Андреас высказался по поводу этой ситуации более эмоционально (в то время, когда деятельность его компании расследовалась на предмет фиксирования цен на высокофруктозный кукурузный сироп): «Ничего не продается на свободном рынке. Ровным счетом ничего! Свободный рынок существуют только в речах политиков». Bunge – другая компания, которая недавно проверялась ЕС – увеличила свою прибыль за первый квартал 2008 года на 77% благодаря огромным субсидиям, выделяемым на социально и экологически вредное производство биодизельного топлива из масличных культур. Ее руководители тоже могли бы рассказать кое-что о «свободной торговле» как причине недавнего резкого скачка численности голодающих в мире.

У демонстрирующих такой беспримерный цинизм корпораций есть пособники. Это политики и лоббисты, убеждающие общественность в том, что решение проблемы голода в мировом масштабе зависит от быстрого завершения переговоров в рамках «раунда по развитию» ВТО в Дохе. Целевая группа по проблеме глобального продовольственного кризиса при ООН тоже поддерживает повестку Доха-раунда, рассматривая ее как ключевую составляющую рецепта ликвидации голода. Стремясь определить назначение стратегических запасов зерна, Целевая группа, однако, ни словом не упоминает о том, что могущественные ТНК способны поглощать, восстанавливать, манипулировать и торговать этими запасами во всех их реальных и (через финансовые рынки) виртуальных формах. Реализация плана ВТО еще больше расширит контроль корпораций над мировыми запасами продовольствия.

Ни свободная торговля, ни засилье ТНК типа Cargill не помогут обеспечить продовольствием планету. Первый шаг к решению проблемы массового голода заключается в разоблачении, понимании и преобразовании властных механизмов, которые лежат в основе существующей глобальной продовольственной системы.