IUF logo; clicking here returns you to the home page.
IUF
Uniting Food, Farm and Hotel Workers World-Wide



«Раунд развития» в Дохе: рецепт массового уничтожения источников доходов, занятости и деградации труда

Posted to the IUF website 01-Dec-2005



Нижеследующее заявление подготовлено по инициативе IUF, Интернационала общественного обслуживания (PSI), Международной федерации металлистов (IMF) и ряда неправительственных организаций, занимающихся вопросами торговли, инвестиций и социальной справедливости. Оно выражает нашу общую озабоченность тем, что переговоры ВТО, которые должны состояться в ходе Министерской встречи в Гонконге в декабре этого года, окажут негативное влияние на занятость в сельском хозяйстве, в промышленности, в рыболовстве, лесном хозяйстве и в сфере услуг.

Это заявление будет направлено всем странам-членам ВТО, а также в средства массовой информации. Перечень подписавших заявление организаций будет приведен на сайте PSI.

Как только текст заявления участников министерской встречи ВТО будет опубликован, мы проведем пресс-конференцию в Женеве. В Гонконге мы проведем совместную пресс-конференцию с представителями заинтересованных сторон и выступим с критическими замечаниями и заявлениями. Кроме того, мы исследуем влияние либерализации на жизненный уровень, занятость и деградацию труда. Результаты исследования могут быть использованы в средствах массовой информации.
.
I

Когда министры торговли поставили свои подписи под учредительным документом ВТО в апреле 1994 года в Марракеше, в первой же строчке этого документа они брали на себя обязательство поднимать жизненный уровень, гарантировать полную занятость и постоянный значительный рост реальных доходов…

Стало ли явью марракешское чудо? Повышается ли уровень занятости и жизни трудящихся? Нет. Установленные ВТО правила торговли и инвестиций ведут мир в прямо противоположном направлении, и нынешний раунд переговоров грозит завести нас еще дальше.

За 10 лет существования ВТО во всем мире выросла безработица. Качество существующей занятости во многом снизилось, возросла доля грязного, опасного и унизительного труда. В большинстве подобных случаев занятость является неустойчивой. Фактически, все большее число людей вовлекается в теневую, незащищенную и нерегулируемую экономику, куда они приходят как из легальной экономики, так и вследствие разорения крестьянских и семейных фермерских хозяйств. В ТНК многие работники связаны временными нестабильными отношениями с компанией, для которой они производят продукцию, но сотрудниками которой они не являются, так как многие ТНК стараются уйти от ответственности за трудовые отношения, основанные на прямой занятости, предпочитая использовать заемный труд, в частности, аутсорсинг. Многие люди по всему миру (рабочие, женщины, сельские работники) и даже целые страны больше не могут рассматривать занятость как средство развития и как опору.

Десять лет спустя мы пришли к так называемому «раунду развития в Дохе». Усвоены ли уроки? Предлагаются ли на переговорах пути выхода из масштабного кризиса? Ничего подобного. Рассмотрим три главных области переговоров: сельское хозяйство, несельскохозяйственные товары и услуги.

Предполагалось, что либерализация торговли сельскохозяйственной продукцией, произошедшая за последние 10 лет, будет выгодна всем. На деле единственными выигравшими оказались сельскохозяйственные транснациональные корпорации. Эти корпорации заправляют перепроизводством и экспортом из нескольких стран-производителей продовольственных культур, сбивая цены и уничтожая миллионы рабочих мест, способствуя массовой миграции сельскохозяйственных работников, крестьян и семейных фермеров из сельских районов и направляя потоки лишенных собственности людей в перенаселенные города или заграницу, где они лишены возможности защищать свои права. Постоянная поддержка, которую оказывает ВТО интенсивному, экспортно-ориентированному сельскому хозяйству, принуждая страны открывать свои рынки, привела к более интенсивному использованию уязвимых категорий трудящихся, таких как сезонные рабочие и рабочие-мигранты в богатейших странах мира. Это происходит на фоне исчезновения семейного фермерства, зато разрушительные методы производства, используемые корпорациями, поощряются и даже субсидируются.

Развивающимся странам, в качестве решения проблемы резкого падения цен на сельхозпродукцию, предлагается заняться цветоводством или «нишевой» продукцией. Во всем мире в сельских районах наибольшее число безработных и голодных, самый низкий уровень продовольственной безопасности. Те, кто помогает накормить мир, все чаще не могут сами себя прокормить. Несмотря на очевидную необходимость срочных действий в отношении системного глобального кризиса в сельском хозяйстве, эти вопросы не стоят в программе ВТО. Предлагаемый «прорыв», т.е. предложение, выдвинутое в ходе подготовки к встрече в Гонконге, согласно которому сельское хозяйство используется в качестве козыря для получения корпорациями прибыли в сфере услуг и на переговорах о несельскохозяйственном рынке (NAMA), угрожает усугубить ситуацию, уводя нас еще дальше от рационального управления сельскохозяйственными ресурсами, когда главной целью является удовлетворение потребностей людей, а не корпораций.

Переговоры NAMA окажут тот же эффект на развивающиеся страны в области промышленного производства, рыболовства и лесного хозяйства. На эти страны оказывается давление с целью вынудить их значительно снизить свои тарифы на эти виды продукции. Хотя это может способствовать снижению цен на данные товары, это зачастую происходит за счет нынешней и будущей занятости. Рыболовство и лесное хозяйство обеспечивают средствами к существованию, питанием и лекарствами миллионы людей во всем мире. Девяносто процентов всех рыбаков в мире, а это около 40 миллионов человек, заняты кустарным промыслом, и почти все эти мужчины и женщины живут в нищете. Около 13 млн. человек заняты в официальных лесоводческих хозяйствах, и для более 16 млн. человек лес – это источник средств к существованию (они заняты заготовкой дров, лекарственных растений и т.д.). Предложение ВТО о полной отмене тарифов в этих двух секторах может иметь очень серьезные последствия для этих людей, чей традиционный источник средств к существованию будет уничтожен.

Предложенные снижения тарифов станут стимулом для всех, а в особенности для крупных траулеров, использовать разрушительные методы рыбной ловли, что приведет к активной эксплуатации и без того значительно истощенных ресурсов. Местные рыбаки и их бедные товарищества все более будут страдать от умирания морей, так как лучшая рыба будет доставаться крупному рыболовному флоту. Также существует риск того, что дешевый импорт рыбы приведет к тому, что в прибрежных странах рыбаки не смогут продавать свой улов на месте. Подобным образом обстоит дело и в лесном хозяйстве. Даже в докладе, подготовленном государствами Еврокомиссии, говорится, что развивающиеся страны, лесная промышленность которых защищена высокими тарифами, могут «обречь себя на значительные траты в области социальной политики и экологии в связи со снижением производственных мощностей и полным закрытием некоторых отраслей».

Если дешевый импорт наводнит страны со слабым производственным сектором, их промышленность будет уничтожена, что приведет к росту безработицы. В странах, где промышленность только должна быть создана, подобный импорт не допустит развития устойчивой промышленной занятости, которая является основой для развития. Нынешние переговоры не принесут ни достойную занятость, ни развитие, они могут лишь спровоцировать массовую безработицу и уничтожение существующих источников доходов, в то же время лишив правительства столь необходимых им доходов от тарифов. Если это процесс и приведет в некоторых развивающихся странах к росту занятости, это, в основном, произойдет за счет снижения занятости в богатых развитых странах. Однако развивающиеся страны также все сильнее конкурируют друг с другом (например, в швейной промышленности). Большинство таких рабочих мест будут низкооплачиваемыми и нестабильными.

Является ли сфера услуг волшебным источником рабочих мест? Это самый быстрорастущий сектор занятости. Переговоры об услугах зависят от правительств, осуществляющих приватизацию, либерализацию и использование аутсорсинга в этой сфере как основу для принятия необратимых обязательств в рамках GATS. Ни одна из этих мер не оказала положительного влияния на занятость: люди либо теряют работу, либо получают работу более низкого качества и хуже оплачиваемую. Многие транснациональные корпорации не связаны никакими обязательствами и закрывают свои предприятия, как только их прибыль снижается или замедляется ее рост. При этом работники остаются без средств к существованию и вынуждены сражаться за места изготовителей гамбургеров или операторов call-центров. Неолибералы считают, что 100 рабочих мест, переведенных из пункта А в пункт Б - это по-прежнему 100 рабочих мест. Однако при каждом таком переводе это число уменьшается на 10, а безопасность и качество труда снижается по спирали, и о достойном труде уже не может быть и речи.

Рабочие места также являются предметом переговоров об услугах. Раздел 4 предусматривает дискуссии о перемещении людей из одной страны в другую для предоставления временных услуг. При этом не только многие из этих людей будут получать низкие зарплаты и работать в плохих условиях, но и их родные страны зачастую теряют квалифицированные рабочие руки (результат дорогостоящих местных тренинговых программ). Происходит утечка мозгов на Север, в результате которой Юг субсидирует Север за его собственное нежелание обеспечить достойный труд, который бы удержал северных медсестер и учителей в медицинской и образовательной системах их стран. Раздел 4 переговоров просто соглашается с «неизбежностью» массовой безработицы в развивающихся странах. У ВТО нет полномочий рассматривать вопросы труда и миграции, затронутые в разделе 4 переговоров, которые не должны быть частью GATS. Хотя мы считаем, что долгосрочные, предоставляющие больше гарантий и основанные на соблюдении прав трудящихся миграционные программы чрезвычайно важны.

Существующая концепция «торговля->рост->развитие» не работает. Это начинают признавать даже Всемирный Банк, МВФ и ОЭСР. При определенных обстоятельствах увеличение объемов торговли может вызвать рост. Однако мы должны задать вопрос: что это за рост? Для кого он? Сегодня это рост безработицы: явление широко известное во всех частях света. Сегодня показатели роста торговли и ВВП не отражают истинное благосостояние государства и жителей страны (хотя они действительно отражают благосостояние корпораций). Что в действительности имеет значение – это вид роста и модель развития, которые описывают эти показатели, а также то, говорят ли нам эти данные о том, что фермеры и рабочие двигаются в сторону достойных доходов, достойных условий труда и жизненного уровня или, напротив, их ожидает дальнейший рост нищеты и отсутствие гарантий.

Предложения по дальнейшей либерализации сельского хозяйства, промышленного производства и сферы услуг вызовут новую гигантскую волну безработицы и ухудшение существующих условий труда и жизни как в развитых, так и в развивающихся странах при одновременном росте прибылей нескольких транснациональных корпораций.

Эту программу массового уничтожения рабочих мест необходимо остановить.

Подписавшие это заявление профсоюзы и общественные организации призывают членов ВТО:

Правила, по которым осуществляется торговля и инвестиции должны оцениваться по единственному критерию: способствуют ли они прогрессу в сторону социально и экологически устойчивого экономического роста, социальному развитию и повышению всеобщего благосостояния. Или они ведут нас в противоположном направлении, в сторону социального и экологического разрушения, массовой миграции и глобальной нестабильности? Десять лет деятельности ВТО дали ответ. Пришло время изменить курс.