IUF logo; clicking here returns you to the home page.
IUF
Uniting Food, Farm and Hotel Workers World-Wide



Переговоры ВТО о торговле в сфере услуг. Правила новые, игра старая.

Posted to the IUF website 15-Oct-2005



У Европы нет более важной наступательной задачи в Дохе, чем сфера услуг. (Пресс-релиз Европейского Форума Услуг, Брюссель, 31 мая 2005 года)

Между всеми правительствами действует соглашение о том, что на новом раунде переговоров будет поддержан принцип свободы принятия решения о либерализации того или иного вида услуг и принцип прогрессирующей либерализации. Никто не обязан принимать решения в соответствии с GATS. (Из брошюры ВТО «GATS – выдумки и реальность»).

Генеральное Соглашение о торговле в сфере услуг (GATS) является, наряду с Соглашением по сельскому хозяйству и Соглашением об интеллектуальной собственности(TRIPS), одним из столпов ВТО. GATS создает основу для форсирования доступа иностранных инвесторов к различным видам услуг. По правилам GATS, если отрасль была открыта для иностранных инвесторов, обратного пути нет. Важнейшей задачей текущего раунда переговоров ВТО является приведение GATS в действие. Однако переговоры настолько запутаны и продвигаются так медленно, что бывший директор ВТО Супачай Паничпакди периодически жаловался на нехватку «большего числа предложений и их лучшего качества».

«Больше предложений» означает, что больше стран должны выставить больше отраслей своей сферы услуг на корпоративный аукцион. «Лучшее качество» означает, что правительства должны внести предлагать новые возможности доступа на их рынки услуг, расширяющие и превышающие уже существующие возможности. «Больше предложений лучшего качества» означает, что правительства отказываются от своих прав и обязательств по регулированию сферы услуг, что, как правило, считается прерогативой общества, так как сфера услуг является важнейшей сферой общественных интересов.

Переговоры не дали особого результата, так как до настоящего момента они проходили в рамках «добровольного» «выборочного» участия. В соответствии с действующими нормами GATS, правительства должны только представить перечень отдельных видов услуг, к которым открывается доступ, но, якобы, имеют возможность и не делать этого. Например, Мали может открыть, например, сферу водоснабжения для европейских транснациональных компаний и позволить им работать на тех же условиях, что и национальные компании. Это называется «отсутствием дискриминации». Это, в свою очередь, дает возможность малийским транснациональным компаниям, при желании, осуществлять инвестиции в водоснабжение в Европе, создавая, таким образом, «равные правила игры» для инвесторов.

В действительности, здесь, безусловно, не учитывается сильное давление со стороны международных финансовых институтов, которое испытывают практически все развивающиеся страны в связи с их гигантским внешним долгом. Перед развивающимися странами стоит вполне реальная угроза потери доступа на международные финансовые рынки, если они не сократят радикально расходы на такие общественные нужды как здравоохранение и образование, и не отдадут свои рынки услуг на откуп иностранным инвесторам. Соответствие этим требованиям, сочетающимся, как правило, с требованием дальнейшей либерализации рынка труда, называется «надлежащим управлением». Надлежащее управление поддерживает стоимость глобальных инвестиционных портфелей и выражается в рейтинге Всемирного Банка, оценивающего правительства по уровню их «дружественности бизнесу».

Столкнувшись с катастрофическими последствиями приватизации сферы услуг, как в богатых, так и в бедных странах, правительства со все большей осторожностью относятся к открытию своих рынков услуг. Большинство правительств не рискует принимать меры, которые могут вызвать такое возмущение населения, как, например, бунт против приватизации водных источников, поставивший Боливию на грань гражданской войны, или конфликт в Аргентине с компанией, захватившей водоснабжение в Буэнос-Айресе. Таким образом, переговоры по GATS не принесли желаемых результатов, спровоцировав наступательные действия корпораций и их лоббистов (например, Европейского Форума Услуг), и подтолкнув, в свою очередь, правительства к более широкому обсуждению вопроса о корпорациях на переговорах о торговле.

Одним из проявлений этого стало проталкивание заключения двусторонних и региональных торговых соглашений, предполагающих расширение либерализации сферы услуг. Это дало инвесторам то, чего они не могли добиться с помощью GATS. Однако наивысшей целью остается глобальное соглашение, заключенное через ВТО, так как оно устанавливает обязательные глобальные рамки, которые, в свою очередь, могут быть расширены с помощью новых двусторонних соглашений. Вот почему переговоры по GATS, схема которых составлена так, чтобы угодить инвесторам, должны быть расширены для повышения «качества» предложений. Это называется возвратом «раунда развития» в нужное русло.

В то же время, открытое изменение правил ВТО – рискованная затея. Это потребовало бы достижения консенсуса, что для организации, страдающей от серьезного кризиса доверия, является процессом медленным и мучительным. Отсюда и шесть предложений (сначала от ЕС, затем от Японии, Австралии, Кореи, Тайваня и Швейцарии), вынесенных недавно на переговоры GATS.

Это сводит на нет двусторонний характер процесса «запрос-предложение» и лишает страны-члены ВТО свободы в принятии решений о том, какие отрасли сферы услуг они хотят открыть (если вообще намерены это делать) и в каком темпе, и заменяет их принуждением. Теперь это называется «конкурентная разведка» или «бенчмаркинг» (изучение продукции и методов ведения бизнеса более успешного конкурента для повышения качества собственной продукции) – или «дополнительные подходы». В соответствии с требованиями бенчмаркинга, страны должны одновременно открыть минимальное число отраслей и их подразделений, это связывается с обещанием дальнейшей либерализации. Такие основные требования как ограничение доли иностранных акций и разграничение между иностранными и национальными поставщиками услуг могут быть радикально сокращены или отменены.

Профсоюзы уже знакомы с осуществлением бенчмаркинга на рабочих местах. Корпорации используют его для установления стандартов производительности и вынуждают национальные и международные предприятия соревноваться за выполнение и превышение этих требований. В результате усиливается конкуренция между работниками, и ведется соревнование за снижение оплаты и ухудшение условий труда.

Теперь гонка за снижение стандартов (так называемая гонка ко дну) переносится и в сферу услуг. Для GATS бенчмаркинг означает соревнование: кто откроет для инвесторов больше видов услуг и кто добьется большей либерализации. Это обнажает суть того, что критики всегда называли конечной целью процесса GATS: вседозволенность для транснациональных корпораций.

Из-за своего амбициозного размаха GATS окажет влияние на самые широкие слои общества, в том числе и на членов IUF (см. статью о влиянии GATS на пищевую промышленность и сельское хозяйство - на английском языке). Поэтому IUF присоединяется к другим международным профсоюзам, включая Интернационал общественного обслуживания (PSI) и Международную федерацию металлургов (IMF), а также к гражданским общественным организациям, занимающимся вопросами торговли и инвестиций, чтобы обнародовать эти предложения и добиться их отмены. В адрес председателя ВТО Лами и председателя на переговорах об услугах была направлена совместная декларация, призывающая к отказу от бенчмаркинга.

Полный текст декларации опубликован на сайте PSI (на англ. языке). Мы призываем все профсоюзы использовать ее для выражения своей позиции правительству и представителям своей страны на переговорах об услугах. Рынок услуг, как и все другие виды рынка, должны регулироваться правительством в интересах населения. Соглашение GATS, в связи со своей всеохватностью, направлено на значительное сокращение и даже уничтожение этой роли правительства во всех видах услуг, как государственных, так и частных. Этот процесс необходимо остановить, пока он не зашел слишком далеко.