IUF logo; clicking here returns you to the home page.
IUF
Uniting Food, Farm and Hotel Workers World-Wide



Китай: посмотреть правде в глаза

Posted to the IUF website 08-Feb-2005



6 декабря представителей профсоюзов из 20 стран, готовящихся к поездке в Пекин на заседание ОЭСР, посвященное социальной ответственности инвесторов, известили, что их визы недействительны и заседание отменяется. В качестве причины отмены заседания правительство назвало «неудачное» время его проведения. На заседании должно было пройти обсуждение применения Китаем на практике Руководства ОЭСР по транснациональным предприятиям.

Профсоюзные активисты, которых не пустили на это заседание, выразили вполне понятное возмущение его внезапной отменой и очевидной политической подоплекой этого события, смысл которой сводится к тому, что применение международных трудовых стандартов к трудящимся Китая в настоящее время правительство страны не интересует. Однако этот инцидент нужно рассматривать в более широком контексте. Задумайтесь, например, о следующем:

16 ноября в провинции Гуандун пять работников обувной фабрики, принадлежащей тайваньской компании Stella Corporation, были приговорены к трем годам тюрьмы. Их «преступление» состояло в том, что они участвовали в акции протеста против низкой зарплаты, задержки ее выплаты и резкого сокращения оплаты сверхурочных более чем 4 тысячам работникам фабрики. China Labour Bulletin (Китайский Рабочий Вестник) сообщил также, что двое из этих пяти начали свою работу на фабрике, не достигнув минимально допустимого законом возраста для приема на работу.

28 ноября произошел пожар и взрыв на угольной шахте в провинции Шаньси, в результате которого погибли не менее 166 шахтеров. Шахтеры знали, что под землей бушует огонь, но спустились в забой под угрозой снижения зарплаты. Три дня спустя взрыв на шахте в провинции Гуйчжоу унес жизни еще 13 человек. Китай возглавляет список стран, в угольной промышленности которых происходит наибольшее число несчастных случаев и смертей. За первые девять месяцев этого года в Китае погибли более 4 тысяч шахтеров. Формально, китайские шахтеры являются членами Всекитайской Федерации Профсоюзов (ВФП) - государственного органа, организационно и конституционно связанного с правящей партией. Родственники шахтеров, погибших в Шанси, обратились в ВФП за помощью, но натолкнулись на категорический отказ.

22 ноября отделение антипрофсоюзной сети торговых центров WalMart в Китае объявило, что «если работники заявят о своем желании создать профсоюз», компания не будет против, если интересы ее работников на 40 китайских предприятиях будет представлять ВФП. На следующий день в Канаде Апелляционный суд провинции Саскачеван поддержал постановление Совета по трудовым отношениям, обязавшего компанию прекратить антипрофсоюзную тактику, которую она использовала для противодействия успешным попыткам Объединенного профсоюза рабочих пищевой промышленности и торговли (UFCW) по организации работников на предприятии WalMart в Вейбурне. А несколькими неделями раньше эта компания публично угрожала закрытием своего магазина в Онтарио, где работники добились создания профсоюза.

Все эти события тесно связаны между собой. Если бы интересы трудящихся Китая представляли настоящие профсоюзы, независимые от правящей партии и работодателей, Китаю не пришлось бы нести ответственность за три четверти происходящих в мире несчастных случаев на шахтах. Если бы на фабрике Stella был настоящий профсоюз, все изменения, касающиеся переработок, не вводились бы в приказном порядке, а обсуждались на переговорах, и работников фабрики не сажали бы в тюрьму за «преступное» участие в демонстрации против резкого сокращения их и без того низкой зарплаты.

Политика WalMart в Китае не отличается от ее политики в остальных частях земного шара. Во всем мире эта корпорация действует враждебно по отношению к профсоюзам. В Северной Америке, как только работники пытаются объединиться, корпорация пускает в ход своих специалистов по уничтожению профсоюзов. В Китае, если того требуют политические обстоятельства, в игру вступает ВФП. В настоящее время, в связи с продажей государственных предприятий, происходит отток членов из ВФП, что приводит к значительной потере контроля Федерации за рабочей силой, дальнейшему росту недоверия и подрыву легитимности ВФП. Перемещение ВФП в частный сектор ни в коем случае нельзя путать с органайзингом - созданием профсоюзов и их «признанием» работодателями. По существу, ВФП проводит полицейскую операцию, при помощи администрации загоняя рабочих в свои структуры. Реальное же создание профсоюзов рабочими и их признание работодателями невозможно до тех пор, пока в принципе отсутствует право трудящихся на свободное объединение в профсоюз и пока ВФП остается единственным «законным профсоюзом» в Китае. Признание же профсоюза работодателями служит подтверждением того, что рабочие стали коллективной силой, объединившись в профсоюз.

Применение в Китае Руководства ОЭСР по транснациональным компаниям невозможно по тем же причинам. Этот документ призывает к уважению Конвенций МОТ о праве трудящихся на объединение в профсоюз и ведение коллективных переговоров. ВФП отрицает эти Конвенции и отказывается защищать рабочих, ставших жертвами государственного репрессивного аппарата, как это произошло с рабочими Stella. За последнее время в Китае многое изменилось. Многое, но не ВФП. Она была и остается неотъемлемой частью этого госаппарата.

Грубая и демонстративная отмена китайскими властями заседания ОЭСР должна стать поводом, чтобы вызвать реакцию международного рабочего движения, которое должно поддержать китайских рабочих в их борьбе за независимые профсоюзы. Ключевым моментом здесь будет четкое разделение маркетинговой рекламы и ползучей легитимизации ВФП от реального положения китайских трудящихся. Прошедшая недавно в Нью-Йорке конференция транснациональных инвесторов на тему «Применение принципов корпоративной ответственности в Китае», приняла решение обязать корпорации определить «границы ответственности». И теперь антипрофсоюзные компании вроде WalMart будут просто в восторге о того, что ВФП предоставляет им необходимое «социально ответственное» прикрытие.

То, что китайское правительство не разрешило международным профсоюзам обсудить Руководство ОЭСР на территории своей страны, должно, как минимум, вызвать реакцию на продолжающееся скандальное участие ВФП в качестве представителей трудящихся в Административном Совете МОТ, куда она была выбрана в июне 2002 года. Необходимо положить конец этому фарсу и продемонстрировать общее понимание, что когда мы общаемся с представителями ВФП, будь то на семинаре ОЭСР, или по какому-либо иному поводу, мы имеем дело с представителями государственной власти, а не с организацией, представляющей рабочих Китая. Ясность в этом вопросе важна сегодня как никогда, так как именно сейчас происходит беспрецедентная активизация трудящихся Китая. Они подвергаются огромному риску, борясь за свои права, ведь как свидетельствует мрачная статистика трагедий на шахтах, за отсутствие этих прав они расплачиваются своими жизнями.