IUF logo; clicking here returns you to the home page.
IUF
Uniting Food, Farm and Hotel Workers World-Wide


На сколько профсоюзных рабочих мест похудеет Kraft, севший на диету после покупки Cadbury?

Posted to the IUF website 19-Feb-2010





Из выпуска новостей
Компания Kraft Foods входит в Новый год, полегчав на 150 миллионов фунтов
Нортфилд, Штат Иллинойс (27 января 2010 года) – Несколько лет назад компания Kraft Foods решила основательно сбросить лишний вес.

Выпуск финансовых новостей
Предложение Kraft Foods по покупке Cadbury Plc увенчалось успехом
Нортфилд, Штат Иллинойс (2 февраля 2010 года) – Я тепло приветствую работников Cadbury, присоединившихся к семье Kraft Foods, и жду встречи со многими из них в предстоящие дни и недели. У этой объединенной компании потрясающее будущее, и я твердо верю, что она сможет принести нашим акционерам выдающиеся дивиденды.
- Айрин Розенфельд, Генеральный директор Kraft Foods

----------------------------------------------

Для представления Корпоративного Кодекса Kraft Foods был использован классический рекламный ролик прохладительного напитка Kool-Aid: Вы обожали его, когда были ребенком. Вы доверяете ему как маме.

Это сопровождалось проникновенным выступлением исполнительного директора Kraft Foods Айрин Розенфельд, заявившей, что рекламный ролик Kool-Aid «прекрасно передает суть Kraft, а именно доверие, на котором строился бизнес компании в течение более 100 лет». Как сообщает нам Кодекс, доверие является наиболее характерной ценностью компании Kraft: «доверие означает, что другие могут положиться на нашу честность, рассчитывать на выполнение нами обещаний, а так же не сомневаться в нашем справедливом отношении к людям». Из Кодеса читатель также узнает, что «доверие – очень хрупкая материя… Продажа загрязненной продукции, введение покупателей в заблуждение, ложь в финансовой отчетности – любое из этих действий могло бы уничтожить доверие». А потеря доверия грозит тем, что «мамы перестанут верить нашей рекламе…».

А в это время другой компании, Nestlé, ничего не остается, как только надеяться, что матери всё еще доверяют рекламе выпускаемой Kraft замороженной пиццы, в августе прошлого года отозванной производителем из розничных сетей в 17 штатах по причине наличия в продукции неуказанных потенциальных аллергенов. В январе Nestlé заплатила за этот бизнес 3,7 миллиарда долларов наличными, сильно выручив Kraft, остро нуждавшуюся в средствах для поглощения Cadbury.

Британский профсоюз Unite недавно получил урок «честных обещаний» и «справедливого отношения». Kraft под нажимом британской общественности, не забывшей ей покупку и последующее закрытие знаменитой шоколадной фабрики Terry's в Йорке, цинично поддержала надежды на то, что принадлежавшая Cadbury фабрика в Соммердэйле, о закрытии которой было объявлено, может продолжить работу в случае успеха сделки с американской корпорацией.

По информации из пресс-релиза Unite от 9 января, Kraft «проигнорировал неоднократные просьбы организовать встречи и обсуждение будущего приобретенных им предприятий». Профсоюз Unite отметил, что «в то время как высшее руководство компании прибыло на фабрику в Соммердэйл, чтобы объявить нашим членам о её предстоящем закрытии, директор Kraft уверял профсоюз Unite, что никакого решения пока не принято, и обещал нам первым сообщить о таком решении. Эти действия характеризуют компанию самым худшим образом в глазах 6000 других работников Cadbury в Великобритании и Ирландии. Это показывает им, насколько мало Kraft заботится о своих работниках, и с каким презрением относится к профсоюзу, представляющему их».

Десятилетиями Kraft сокращал своих работников в США, передавал их рабочие места в субподряд и на аутсорсинг, встречая предложения инвесторов и выход очередного ежеквартального отчета объявлениями о новых сокращениях рабочих мест и закрытиях фабрик. Работники Kraft в США знают, чего ожидать, когда слышат слово «рост». Однако, история фабрики Cadbury в Сомердэйле не уникальна и для Великобритании и европейского отделения Kraft.

Представитель профсоюза GMB, участвовавший в переговорах о закрытии шоколадной фабрики Terry's, назвал такую тактику «невидимым смертельным ударом». «Представители Kraft сказали нам тогда по секрету, - вспоминает профсоюзный переговорщик, - что компания ищет более удобную площадку в Йорке. Очевидно, они с самого начала планировали перенести производство в Восточную Европу».

Европейская экспансия Kraft началась в 1990 году с покупки компании Jacob Suchard и поглощения скандинавкой кондитерского концерна Freia Marabou тремя годами позже. Поскольку компания Freia Marabou была зарегистрирована в Норвегии, по законам этой страны Kraft пришлось раскрыть свой бизнес план для получения одобрения сделки правительством.

Поэтому, ради заключения сделки компания Kraft недвусмысленно пообещала сохранить 5 товарных категорий, выпускавшихся скандинавской компанией. Вскоре все пять категорий, одна за другой были проданы, переданы субподрядчикам или переведены заграницу; на сегодня осталось только шоколадное производство. По заявлениям Kraft ключевой причиной покупки компании были планы расширения объемов производства шоколада; однако и оно было постепенно сведено «на нет» путем перевода производственных мощностей заграницу и к субподрядчикам. Даже скандинавская штаб-квартира компании, которая по условиям сделки должна была остаться в Осло, вскоре переместилась в Стокгольм. Kraft обещал беречь культуру и традиции компании, однако их перемололи до неузнаваемости как какао-бобы на мельнице.

Разумеется, Kraft обвинял и продолжает обвинять в столь резких поворотах своей политики меняющиеся обстоятельства. Когда ныне бывший председатель совета директоров Cadbury Роджер Карр 19 января объявил, о том что за Cadbury предложили правильную цену, он упомянул также и об обещании Kraft заботиться о «нашем наследии, ценностях и людях по всему миру». Странно только, что это признание было сделано всего 5 дней спустя другого заявления того же Роджера Карра, в котором он насмешливо назвал компанию-покупателя «несфокусированным конгломератом», работающим ниже своих возможностей. Потом обстоятельства, очевидно, резко изменились. Однако Карр мог, по крайней мере, обналичить свою долю акций компании, получить бонусы и двигаться дальше. У работников Kraft таких возможностей нет, поэтому можно понять их обеспокоенность своим положением в компании, которую ненасытная жажда к поглощениям затянула по уши в долги. Кроме того, компания сильно издержалась другим своим активом, да еще таким критически важным как … доверие.

Когда Kraft приобрел у Danone его европейское подразделение по производству печенья, генеральный директор покупателя Айрин Розенфельд объявила, что компания финансирует сделку деньгами, взятыми в долг, чтобы иметь возможность продолжать использовать средства на программу выкупа собственных акций. Задыхаясь под грузом долгов, Kraft, однако, был вынужден приостановить выкуп акций, вместо этого вложив деньги в кампанию по убеждению инвесторов в собственном «здоровье» (а заодно уволив еще несколько тысяч работников в целях демонстрации своей приверженности интересам акционеров).

Инвесторов это, правда, пока не сильно убедило. Но они, по крайней мере, имеют возможность общаться с компанией, участвуя в конференц-звонках с руководством. Представители профсоюза Unite добиться встречи с руководством компании не смогли – Kraft отказалась встречаться и разговаривать с профсоюзами по всему миру, и не только с ними, но даже с IUF – профсоюзным представителем на глобальном уровне.

Урок Сомердэйла не скоро будет забыт. Компании Kraft стоит вспомнить, что доверие и в правду является необходимой составляющей здоровых трудовых отношений, а чтобы его сохранить требуется несколько больше, чем шипучка Kool-Aid и пара-тройка наскоро состряпанных лживых обещаний а-ля Kraft.