IUF logo; clicking here returns you to the home page.
IUF
Uniting Food, Farm and Hotel Workers World-Wide


Работники Hilton пожнут последствия финансовых бед фонда Blackstone

Posted to the IUF website 04-Jan-2010





У фонда частных прямых инвестиций Blackstone, «есть все основания для беспокойства по поводу корпорации Hilton». И не у него одного: огромный долговой «рычаг», привлеченный для финансирования выкупа компании на пике кредитного пузыря, тяжелым грузом висит теперь на шее более ста тысяч работников Hilton по всему миру, давит на финансовую систему в более широком масштабе, включая казначейство, а значит, и на налогоплательщиков. И вот почему.

В июле 2007 года фонд Blackstone приобрел корпорацию Hilton Hotels (490,000 гостиничных номеров по всему миру) за 26 миллиардов долларов США, уплатив на 1/3 больше стоимости компании по биржевому курсу её акций. Blackstone и его компаньоны-инвесторы вложили в акционерный капитал компании 5,6 миллиардов долларов США – оставшаяся часть покупки была профинансирована заемными средствами. Игнорируя растущую неустойчивость кредитного и ипотечного рынков, финансовые аналитики восхваляли сделку, ставшую апофеозом длившейся 5 лет гостиничной «мании» Blackstone, скупавшего известных операторов отелей (см. «Сделки фондов частных прямых инвестиций в гостиничной отрасли», на англ. яз.). С покупкой Hilton, фонд стал владельцем около 4 000 гостиниц в 80 странах с общим количеством номеров, составляющим 620 000, и самым крупным гостиничным оператором по количеству номеров во всём мире.

Вскоре после завершения сильно обремененной долгами сделки по покупке Hilton, произошло обрушение рынка; уровень заполняемости гостиниц и выручка от сдачи номеров достигли самых низких значений за десятилетия и продолжают снижаться. На момент покупки Hilton индикатор рынка сдачи жилья рейтингового агентства Bloomberg – отражающий рыночную капитализацию котирующихся на бирже гостиничных компаний - на 38% превышал показатель предыдущего года. Он достиг своего пика на цифре 300 в сентябре 2007 года, а сегодня установился на уровне около 120.
Однако в то время финансовые рынки рассматривали эту покупку просто как ещё одну благоразумную сделку. Казалось, что денежная карусель не остановится никогда.

В марте 2004 Blackstone приобрел сеть отелей Extended Stay America менее чем за 2 миллиарда долларов США, одновременно приняв на себя существующий долг компании в 1,13 миллиардов. Уровень заполняемости и чистой прибыли в течение предыдущих двух лет снижались, однако рынки «кипели». Фонд Blackstone уплатил 24% сверх биржевой стоимости акций компании. В то время сеть отелей Extended Stay, обслуживающая преимущественно бизнес-клиентов, находившихся в длительных командировках, составляла 475 гостиниц по всей территории США.

В апреле 2007 года, Blackstone продал Extended Stay ипотечному инвестору Lightstone Group за 8 миллиардов долларов США.

Сделка была заключена с оплатой 1 миллиарда наличными и 7 - в качестве долга. У Lightstone не было опыта работы в гостиничной отрасли, однако рынок был еще «горячее» чем в 2004 году. «Для Lightstone Group это была отличная возможность расширить свой растущий портфель за счет приобретения в гостиничной отрасли, и покупка Extended Stay Hotels сразу же выводит нас в разряд лидеров рынка услуг обеспечения длительного проживания в гостиницах, - заявил тогда Генеральный директор фонда. - Эта сделка соответствует нашей стратегии приобретать компании с выдающейся стоимостью брэнда и обеспечивать необходимые ресурсы для наращивания долгосрочной стоимости».

Два года спустя в июне 2009 года Extended Stay подала заявку о защите от кредиторов в связи с банкротством – имея на конец прошлого года стоимость активов в 7,1 миллиардов долларов США и долг на сумму 7,6 миллиардов долларов США. «Компания Extended Stay чрезмерно обременена долговыми обязательствами и прогнозируемые денежные поступления не могут продолжать обслуживать долг в более 7 миллиардов долларов США, - заявил генеральный совет компании. – То, как они продержались до сих пор, наверняка может стать сюжетом захватывающего романа».

Кому принадлежит этот долг? На этот вопрос предстоит ответить суду по делам о банкротстве, однако сделать это будет немного легче, чем разобраться в предыдущих «мегавыкупах». Поскольку кредитный кризис разразился вскоре после завершения сделки, у банков не было возможности обернуть его всевозможными «ценными бумагами», запущенными на финансовую орбиту бумом индустрии финансируемых выкупов (LBO). Большая часть долга по-прежнему принадлежит банкам – однако, конечно, ландшафт банковской системы также претерпел определенные фундаментальные изменения с тех пор. Самый крупный кусок обеспеченного долга (984 миллионов долларов США «долга второго уровня» и 515 миллионов ипотечного долга) принадлежит Wachovia Bank NA, обанкротившемуся заимодавцу, спасенному от краха в прошлом году принудительным слиянием с Wells Fargo. Банковская группа Citigroup надеялась получить его по более дешевой цене при существенной помощи казначейства США и обратилась в суд с иском, когда Wells Fargo победил в торгах. Однако федеральное правительство и правительство США по-прежнему «на крючке»: около 900 миллионов долларов США долга Extended Stay принадлежит Федеральной резервной системе.

Blackstone вовремя избавился от Extended Stay, получив при этом немалую прибыль. Времена изменились, как это и должно было случиться. Самое интересное, что все страдающие финансовой амнезией финансисты прекрасно об этом знали. Теперь у них гораздо более серьезная проблема с компанией – и не только у них, у работников Hilton тоже.

Согласно информации, опубликованной в Wall Street Journal 29 октября 2009, корпорация Hilton хочет реструктурировать свой долг - составляющий... 20 миллиардов долларов США, что означает что чистый размер этого долга не уменьшился с момента покупки компании более двух лет назад. Согласно информации издания, «в переговорах, касающихся Hilton, фонд Blackstone рассматривает возможность внесения 800 миллионов долларов нового акционерного капитала для выкупа долга с дисконтом. Фонд также пытается продлить срок погашения долга с 2013 на 2016 год, а долги с более близкими сроками погашения преобразовать в акционерный капитал. Выпуск дополнительных акций на сумму 800 миллионов долларов США будет профинансирован фондами, управляемыми Blackstone, которые уже инвестировали в сделку, являющуюся крупнейшей самостоятельной сделкой Blackston».

Как и в случае краха гораздо меньшей по размеру сети Extended Stay, на руках федерального правительства оказалось внушительное количество бумаги сомнительной ценности. В результате сделки, в которой налогоплательщики США заплатили за «слияние» обанкротившегося банка Bear Stearns с JP Morgan Chase, Федеральная резервная система США получила на руки долг в размере 4 миллиарда долларов – а условия сделки ограничивают возможности Blackstone выкупить долг по дешевке.

Так что в условиях гостиничной отрасли, страдающей от сурового спада, когда стоимость коммерческой недвижимости снижается, что влечет за собой падение всего карточного домика, выстроенного на этих фиктивных активах, и при том, что заимодавцы восстают против схем рефинансирования, ослабляющих их претензии (см. «Долг имеет значение: каковы ставки в борьбе за рефинансирование портфельных компаний» на англ. яз.), а действия Казначейства США непредсказуемы, самое суровое бремя убытков придется нести работникам Hilton.

Wall Street Journal цитирует президента Blackstone Тони Джеймса, комментирующего недавние финансовые новости: «Можно фактически переписать историю, изменив структуру капитала компании и уменьшив её долг». Можно реструктурировать долг, но не историю – реструктуризация долгов компании Hilton неминуемо повлечет наступление на уровень занятости, условия найма и условия труда работников по самому широкому фронту. Профсоюзы должны извлечь уроки из прошлого.