IUF logo; clicking here returns you to the home page.
IUF
Uniting Food, Farm and Hotel Workers World-Wide


«Нестлегейт»: За критиками Nestlé тщательно следили

Posted to the IUF website 10-Jul-2008





В результате журналистского расследования, проведенного репортерами франкоязычного швейцарского телевизионного канала TSR, выяснилось, как в 2003 году корпорация Nestlé внедрила своего агента в группу частных граждан из Лозанны, которые работали над критическим разоблачением этой компании.

12 июня по швейцарскому телевидению были переданы результаты журналистского расследования, которое было начато ранее в этом году, после того как на горячую линию швейцарского отделения организации Transparency International позвонили по поводу тайных операций с участием частной охранной фирмы Securitas, самой крупной в мире пищевой компании Nestlé, а также общественной организации граждан-активистов Attac.

Расследование, проведенное швейцарскими тележурналистами, выявило, что осенью 2003 года агент фирмы Securitas внедрился в Лозанне в группу из семи членов организации Attac, которые только начали работу над книгой о Nestlé, сфокусировав свое внимание на таких проблемах, как генетически модифицированные продукты и приватизация воды, не обходя при этом проблемы социально-трудовых отношений. Новый член организации (женщина-агент) была приглашена к участию в рабочей группе и даже побывала в гостях в домах ее участников, она пользовалась полным доступом к исследовательским материалам группы, ее источникам и контактам внутри и за пределами Швейцарии. Она подготовила письменный отчет для своего работодателя, и есть подтверждение того, что она встречалась, по крайней мере, один раз с заказчиком в штаб-квартире Nestlé в Вивье. Вслед за публикацией книги в июне 2004 года она вышла из группы и буквально исчезла – все попытки других членов группы связаться с ней по телефону и электронной почте потерпели неудачу. Эта ситуация оставалась для них загадкой до тех пор, пока несколько месяцев назад к ним не обратились телевизионные журналисты, в результате чего, группа выяснила, почему ее бывший член исчез без следа.

В качестве оправдания Nestlé выступила с обращением к телевизионной компании, в котором она сослалась на необходимость защиты своей собственности во время саммита стран «большой восьмерки» 2003 года, который проходил в Эвиане, во Франции на противоположном берегу Женевского озера. Представители Nestlé продолжают без передышки повторять это заявление, в том числе и на заседании Европейского рабочего совета 24 июня, в ходе которого активисты рабочего движения, политики и работники Nestlé потребовали от компании объяснений. Но саммит «большой восьмерки» проходил 1 – 3 июня 2003 года, т.е. за три месяца до того, как началась операция внедрения и слежки. Более того, немецкоязычному швейцарскому еженедельнику WOZ удалось выяснить, что и отбор кандидатов на такую работу под прикрытием фирма Securitas производила осенью 2003 года. В своем номере от 26 июня это издание опубликовало фрагменты интервью с человеком, который прошел процесс отбора на фирме Securitas в то время. Он вспомнил, что занимавшийся рекрутингом сотрудник Securitas сказал ему, что их фирма уполномочена «большой компанией провести операцию внедрения в некую организацию с тем, чтобы собрать информацию о ее деятельности», и что связанная с этим работа предполагает «посещение заседаний той рабочей группы в составе филиала организации Attac в кантоне Воуд, которая занимается исследованием бизнеса крупных компаний». Этот человек отказался от предложенной ему работы и с тех пор никогда не говорил об этом из-за страха мести со стороны компании.

Активисты правозащитных организаций и профсоюзов в Швейцарии, Германии и Франции, где это дело привлекло наибольшее внимание средств массовой информации, задаются вопросом, как далеко уже зашла и еще намерена зайти корпорация Nestlé в деле отслеживания, сдерживания и контролирования критически настроенных по отношению к ней голосов общественности. Общественная организация Attac Switzerland подала гражданский иск против компаний Nestlé и Securitas за вторжение в частную жизнь и нарушение акта о защите данных, сопроводив его рядом обвинений, относящихся к юрисдикции уголовного суда. Кроме того, в связи с данным делом швейцарские парламентарии выдвинули ряд инициатив на кантональном и федеральном уровнях. Действия Nestlé представляют собой грубое нарушение свободы слова и основополагающих демократических прав и в очередной раз доказывают, что авторитарный подход к критике и неспособность признавать свои ошибки являются неотъемлемой частью этой компании.

«Нам нужно внимательно следить, чтобы они не становились слишком влиятельными»

Это высказывание было сделано бывшим генеральным директором Nestlé Гельмутом Маучером в статье, которую он написал для Financial Times в декабре 1997 года. Он имел в виду негосударственные организации. Как вновь избранный глава Международной торговой палаты он выразил свою озабоченность по поводу возможностей экологических и правозащитных НГО быть услышанными в системе ООН, а также выступил в защиту усиления влияния и заметности деловых кругов, утверждая, что «бизнес сообщество это не просто еще одна группа давления, а ресурс, который поможет им (правительствам) установить справедливые правила». В то время Маучер уже не являлся генеральным директором Nestlé (хотя и сохранил за собой место в совете директоров корпорации), однако продолжал формировать политику этой компании на протяжении нескольких лет в период «правления» Питера Брабека. Работая за кулисами и под прикрытием для того, чтобы обеспечить то, что институты гражданского общества, включая профсоюзы, «не становились бы слишком влиятельными», Nestlé наконец удалось достичь такой заметности и приобрести такого рода авторитет, которые авторитарный Маучер рассматривал в качестве предназначения для компании. Очевидно и то, с какой легкостью Nestlé распространяет в средствах массовой информации свои взгляды такого рода по проблемам ГМО, воды и биотоплива, вне зависимости от того, насколько банальными и явно подтасованными они выглядят. Неудивительно, что в подобных обстоятельствах для швейцарских тележурналистов не составило никакого труда провести свое расследование и передать в эфир его результаты практически с заднего двора корпорации Nestlé.

Чтобы посмотреть 36-минутную телевизионную программу на французском языке, кликните здесь.