IUF logo; clicking here returns you to the home page.
IUF
Uniting Food, Farm and Hotel Workers World-Wide


ООН признает риски использования нанотехнологий для здоровья и окружающей среды, однако делает из этого неверные выводы

Posted to the IUF website 16-Feb-2007





Продукция, содержащая специально сконструированные наночастицы, стремительно врывается в коммерческое производство в секторах IUF и других отраслях, неся с собой угрозу здоровью и безопасности работников, риск нанесения ущерба окружающей среде. Сотни продуктов, содержащих наноматериалы, уже лежат на полках магазинов. Это пищевые продукты, косметика, предметы личной гигиены, одежда, бытовая электроника, спортивные товары, резиновые шины и, наконец, бытовые приборы. Эта продукция заполнила весь производственный цикл – как на Севере, так и на Юге, от фермы и фабрики до мелкооптовых складов.

Точное количество поступающей на реализацию продукции такого рода неизвестно, поскольку нет ни требований к ее особой идентификации на товарных этикетках, ни даже какого-либо соглашения о критериях ее маркировки. Некоторые этикетки хвастливо рекламируют свое нанотехнологическое происхождение или компоненты, в то время как другие производители хранят полное молчание по поводу ингредиентов своей продукции и производственного процесса. Очевидно, что нанотехнологии быстро становятся составной частью нашей жизни и работы, независимо от того, где мы живем и для кого работаем.

В 2007 г. UNEP, Программа ООН по защите окружающей среды, в своем ежегодном обзоре мировой экологии (www.unep.org/geo/yearbook) писала, что «нанотехнологии уже не являются «отдаленной перспективой». Они быстро становятся повседневным явлением». В обзоре обращается внимание на возможные тяжелые последствия применения этих технологий для здоровья людей и окружающей среды, и отмечается, что «нанопродукты вышли на рынок без широкого обсуждения и без дополнительных мер по регулированию и контролю, учитывающим их специфические качества. Существующие исследования и разработки направлены на скорейшую эксплуатацию этих их качеств». Однако что касается политических предложений по тому, как реагировать на эту опасность, здесь авторы обзора уходят в сторону. Необходимо более пристально рассмотреть этот вопрос.

Что такое нанотехнология?

Нанотехнология манипулирует как синтетическими, так и натуральными материалами на атомарном и молекулярном уровне. Речь идет о процессах измерения, манипулирования и изготовления чего-либо на уровне от 1 до 100 нанометров (нанометр – это одна миллиардная часть метра). Для примера, чтобы понять, какими размерами оперирует нанотехнология, скажем, что толщина обычного человеческого волоса примерно 80 000 нанометров.


Нанотехнологические инструменты и процессы можно применять почти во всей продукции всех отраслей промышленности. Их коммерческое применение практически безгранично. Конструирование на этом уровне позволяет, например, создавать нано-добавки к пищевым продуктам, продлевающие срок их годности, или служить датчиками передвижения продуктов за тысячи километров. Фирма BASF производит синтетические каротиноиды нано-размеров (в естественном виде содержащиеся в моркови и томатах и придающие им характерный цвет) для производства фруктовых соков и маргарина. На рынок вышли пестициды, содержащие наночастицы для повышения их проникающей способности при обработке растений.

Корпорации мечтают о прибылях, которые, по некоторым оценкам, могут достичь к 2014 году 2,6 триллионов долларов. В прошлом году правительства и 1300 компаний из 76 отраслей вложили в исследования и разработки в этой области 10 млрд. долларов. Важным моментом для профсоюзов и трудящихся является то, что нанотехнологии уже вышли из стен исследовательских лабораторий и достигли рабочих мест, но ни одно правительство в мире не приняло мер обязательного регулирования этой технологии.

Пищевая промышленность и сельское хозяйство особенно привлекательны для нанотехнологий. Потенциальный рынок для нанотехнологий в этих отраслях может достичь к 2010 году примерно от 6 до 20 млрд. долларов. Глобальные агропищевые корпорации вкладывают в изучение и развитие нанотехнологий огромные средства, причем вкладывают их как в собственные исследования, так и в исследования организаций, учреждаемых с целью объединить частные, корпоративные и государственные исследовательские институты.

Десятки видов товаров на нанотехнологической основе – продукты, упаковка, диетические добавки – уже находятся в продаже, в том числе консерванты жиров, пищевые красители, и так называемые «пищевые продукты функциональной направленности», то есть продукты, якобы, полезные для здоровья и внешности. Одной из типичных, никак не маркируемой добавок является добавка «Ойлфреш», производимая для предприятий пищевой промышленности в США. Данное вещество создано из цеолитовых частиц в специальной оболочке. Частицы имеют размер 20 нанометров. Они добавляются в масло для жарки для увеличения его срока годности.

Огромным мгновенным потенциалом коммерческого использования нанотехнологии в пищевой отрасли обладает упаковка продукции, а именно использование наночастиц для увеличения сроков хранения продуктов (например, давняя мечта производителей – увеличение срока годности пива в пластиковых бутылках), а также для ингибиции (подавления) кислорода и двуокиси углерода, снижения влагопроницаемости, обнаружения патогенных организмов или отслеживания прохождения продуктов по всей цепочке сбыта.

Еще одним направлением, имеющим гигантский рыночный потенциал, являются агрохимикаты. Уже зарегистрированные патенты и патенты, на которые только поданы заявки, свидетельствуют о том, что многие ведущие мировые агрохимические корпорации уже продают химические продукты, содержащие наночастицы, с которыми членам IUF неизбежно придется контактировать. Это такие продукты, как регулятор роста растений Primo MAXX и фунгицид Banner MAXX. В других отраслях компании ведут активные исследования по использованию нанотехнологий на птицефабриках и животноводческих фермах, а также на предприятиях по разведению аквакультур и производству средств для обработки почв.

Работники лабораторий, сельского хозяйства, предприятий по переработке пищевой продукции, работники транспорта и торговли, гостиниц, ресторанов и общепита особенно подвержены воздействию искусственно созданных наночастиц. Однако, на сегодняшний день, не существует метода ограничения, контроля или хотя бы измерения воздействия наноматериалов и нанопроцессов на человека на рабочем месте или вне его.

Каковы риски?

Несмотря на то, что сотни продуктов уже на рынке, токсикологические свойства искусственных наночастиц почти неизвестны и не изучены. Точно известно только то, что частицы, уменьшенные до наноразмеров, имеют бóльшую площадь поверхности, а это повышает их химическую реактивность. Поэтому вещество, которое может быть инертным на микро- или макроуровне, может приобретать опасные свойства при уменьшении до наноразмеров. То есть, наночастицы только из-за своего размера потенциально более токсичны.

Наночастицы можно вдохнуть, проглотить, они могут проникать сквозь кожу. Попав в кровь, эти частицы могут пройти через обычные, выставляемые иммунной системой человека, барьеры, например барьер между кровью и мозговой жидкостью.

В 2004 г. государственная комиссия Великобритании по гигиене и безопасности труда провела исследование потенциального вреда продукции нанотехнологий для здоровья и сделала вывод, что «в настоящее время очень мало известно о том, насколько опасны наноматериалы, и как мы можем обеспечить защиту работников в соответствующих отраслях. Исследования, проведенные за последние несколько лет, показали, что частицы, диаметр которых измеряется в нанометрах, в основном, более токсичны, чем частицы более крупного размера. Сочетание свойственных этим частицам уникальных структурных и физико-химических качеств потребует особого внимания к защите рабочего, чья деятельность связана с производством или использованием наноматериалов». Признавая потенциальный вред работы с наночастицами, авторы отчета рекомендуют, среди прочих мер безопасности: общую изоляцию рабочих мест, где используются нанотехнологии, местную и общую вентиляцию этих рабочих мест, сокращение времени работы с ними, использование «соответствующих» средств индивидуальной защиты и регулярную очистку поверхностей. В том же отчете, однако, признается, что, возможно, все эти меры окажутся совершенно бесполезными из-за размеров и уникальных свойств наночастиц.

В июле 2004 г. в докладе Королевской Инженерной Академии Великобритании говорилось, что “нет практически никакой информации о воздействии наночастиц на животный или растительный мир и о том, как они ведут себя в воздухе, воде или почве, об их способности накапливаться в пищевой цепочке». И делается вывод, что «использование наночастиц должно быть ограничено ввиду их потенциального воздействия на здоровье человека и окружающую среду». Однако гонка за разработку и коммерческое внедрение созданных с применением нанотехнологий пестицидов, удобрений и продуктов для обработки почвы и воды превращает работников сельского хозяйства в орудия распространения наночастиц в воздухе, воде, почве и пищевой цепи, одновременно подвергая самих работников их непосредственному воздействию.

Со времени публикации упомянутых отчетов, появилось море новых патентов и технологических нанопроцессов, а давление со стороны соответствующих отраслей обеспечило отсутствие какой-либо нормативной базы, которая позволила бы оградить как работника, так и окружающую среду от наночастиц. Органы, ответственные за разработку подобных нормативов как на национальном уровне, так и на уровне мировых экономических районов, по-прежнему выступают за саморегулирование отрасли, несмотря на рост числа доказательств риска токсичности. Например, в августе 2006 года достоянием гласности стал тот факт, что Агентство по охране окружающей среды США санкционировало коммерческое использование 15-ти нанохимикатов и сослалось при этом на принцип конфиденциальности бизнеса, то есть состав этих веществ, их коммерческое применение, названия фирм-производителей – все это держится в секрете! А Агентство по пищевым стандартам Великобритании, обнаружив существенные пробелы в законодательно-правовой системе Европейского Союза, касающейся регулирования в области нанотехнологии в пищевой отрасли и в производстве упаковки, продолжает настаивать на том, что в этом вопросе для защиты работников и общества в целом вполне достаточно добровольного внутриотраслевого регулирования.

Некоторые профсоюзы уже начали говорить о рисках и призывать к ужесточению регулирования и даже мораторию на коммерческое использование нанотехнологий, однако предстоит еще очень много сделать для надежной защиты рабочих и общества. Австралийский национальный профсоюзный центр ACTU, например, в прошлом году передал на рассмотрение парламента свидетельства рисков использования нанотехнологий для гигиены и безопасности труда. Обзор англоязычных сайтов, посвященных использованию нанотехнологий на рабочем месте, приведен на профсоюзном сайте

http://www.hazards.org/nanotech/safety.htm

Прекрасный материал на эту тему (на англ. и испанском языках) под названием «Закат на ферме: влияние нанотехнологий на продукты питания и сельское хозяйство», подготовленный ETC Group, неправительственной организацией, с которой успешно сотрудничал IUF (недавний пример этого сотрудничества – борьба с попыткой Syngenta запатентовать процесс цветения) размещен на сайте:

http://www.etcgroup.org/upload/publication/80/01/etc_dotfarm2004.pdf

Ответные меры

Активное лобби, состоящее из корпораций, исследовательских институтов и специалистов по маркетингу, агрессивно пропагандирует некие преимущества нанотехнологий для здоровья и окружающей среды. Мы не должны забывать, что асбест, ежегодно убивающий 100 тысяч человек и число жертв которого, по оценкам МОТ, в общей сложности может составить 10 млн. человек, рекламировался первоначально как вещество, которое должно было спасать жизнь. Не будет преувеличением рассматривать искусственно создаваемые наночастицы как суперасбест со всеми вытекающими из этого определения последствиями в виде срочного принятия регулирующих мер по защите здоровья работников и общества.

Доклад UNEP, хотя он и бездумно повторяет многие заявления нанолобби о мнимых преимуществах, которые дает эта технология, все же играет положительную роль, так как он, по крайней мере, говорит о рисках для окружающей среды и о правовом вакууме. Правда, единственный рецепт, который в нем предлагается, это призвать «правительства и международные организации сотрудничать с учеными и частным сектором в установлении научно- и этически обоснованных стандартов для рисков при производстве и использовании продукции нанотехнологий, и в поддержке передового опыта». Эта мягкая формулировка – классический рецепт бездействия. Какие правительственные департаменты? Сотрудничество с какими учеными? Могут ли «ученые», правительства и частный сектор рассматриваться как независимые организации, если финансовые корпорации все больше доминируют в определении программ исследований и в институтах, где они осуществляются. Может ли «передовой опыт» (выбранный по каким критериям?) занять место законодательного регулирования. Единственный урок из распространения на рабочих местах «научно» одобренного яда, это вывод о том, что защита работников и безопасность общества требуют активного участия трудящихся и их профсоюзов в процесс мониторинга и контроля над материалами и производственными процессами, в которых они участвуют. Волюнтаризм здесь не срабатывает.

В этой ситуации крайне важно, чтобы профсоюзы всего мира начали систематический сбор информации о существующем и потенциальном контакте своих членов с наночастицами на рабочем месте. Необходимо оказывать давление на правительства для срочного введения обязательных мер по защите трудящихся и всего общества от последствий нерегулируемого распространения коммерческих наночастиц в окружающей среде. Профсоюзы и общественные организации должны подталкивать национальные правительства и международные организации к реагированию на риски, признанные теперь UNEP, и потребовать официального участия в разработке глобальных правовых рамок для ответа на эту угрозу.

Последствия и риски коммерческих нанотехнологий будут рассматриваться на 25-м Конгрессе IUF, который пройдет в Женеве с 19 по 22 марта. Исходя из принципа превентивности, делегаты обсудят необходимость введения глобального моратория на коммерческое производство специально сконструированных наночастиц и нанопроцессов до тех пор, пока потенциальные угрозы безопасности не будут должным образом измерены и оценены.