IUF logo; clicking here returns you to the home page.
IUL



Пиво крупнейшей в мире пивоваренной компании InBev оставляет горький привкус лжи и увольнений

17-Mar-2006





Если Вы пьете пиво, то, скорее всего, где бы Вы ни находились, это пиво компании InBev. Stella Artois, Brahma, Beck's, Bass, Leffe, Labatt и Hoegaarden – вот лишь несколько из более чем 200 брендов, принадлежащих этому гиганту пивоваренной промышленности, образовавшемуся в 2004 г. в результате слияния бельгийской компании Interbrew и бразильской AmBev. Узнав, что InBev называет себя «всемирный местный пивовар», Вы можете подумать, что за первоклассным пивом компании стоят вековые традиции, уважение к труду мастеров-пивоваров и стремление сохранить наследие местных сообществ. Не торопитесь делать выводы. Стратегия корпорации InBev построена на покупке лучших брендов, реорганизации производства на выпускающих их предприятиях и их последующего объединения в пивоваренные комплексы для сокращения затрат. Сокращение затрат – вот путеводная звезда InBev в ее продвижении от крупнейшей к самой прибыльной пивоваренной компании мира. И на всем протяжении этого пути его сопровождают нарушения прав, разбитые вдребезги жизни, нарушенные обещания.

Корпоративная «культура» InBev – не новость для работников отрасли. AmBev завоевывала место на рынке путем слияний, которые оставляли без работы многие тысячи бразильцев, не предлагая им при этом никакой программы социальной поддержки. Сейчас погоня InBev за прибылью переместилась в Западную Европу, оставляя после себя разрушения, увольнения и нарушенные обещания, данные работникам.

Прощальные подарки от компании и нарушенные обещания

Когда в 2002 году лихорадка сокращения затрат поразила Boddingtons, исполнительный директор компании в Великобритании пообещал входящему в IUF профсоюзу T&G, что производство в Манчестере будет сохранено. Три года спустя производство было переведено в Южный Уэльс, а историческая пивоварня в Манчестере закрыта.

Сейчас закрытия предприятий угрожают Бельгии, родине одного из «родителей» InBev – компании Interbrew. В этой стране компания решила прервать традиции пивоварения в Хугардене и Бельвю. Вскоре после того, как 3000 горожан и политических деятелей присоединились к демонстрации работников InBev против закрытия этих предприятий, руководство InBev объявило имена работников, подлежащих увольнению вследствие реструктуризации, хотя компания обещала бельгийским профсоюзам, что, пока обсуждается социальный план, никаких увольнений не будет. Производство планируется перевести на пивоварню Jupille. Как и Boddingtons, эти две бельгийские пивоварни высокоприбыльны. Решение о продвижении на рынок нескольких высококачественных брендов, выпускаемых небольшим количеством производственных предприятий вместо поддержки традиционных пивоварен, приведет в Бельгии к сокращению 232 рабочих мест. Акционеры в восторге: 24 февраля InBev объявил об увеличении доходов до 3,3 млрд. евро (на 15,3%), что превзошло ожидания рынка. Одновременно компания объявила о предстоящем в ближайшее время сокращении 360 рабочих мест в Бельгии, Германии, Люксембурге, Венгрии и Чехии. Впоследствии сокращения продолжатся. В то время, как сокращение затрат производится за счет работников и закрытия исторических пивоварен, компания недавно выплатила в общей сложности 31 млн. евро покидающим свой пост руководителям компании Джону Броку, Стюарту Джиллиланду и Патрисии Тис. InBev отказывается сообщать работникам о своих долгосрочных планах, а также отказывается вести с профсоюзами переговоры по поводу европейского рамочного соглашения о реструктуризации.


Избавляясь от традиционных пивоварен, создавших славу компании, InBev остается верна своей политике нарушения обещаний и обязательств.

Конфликт в Черногории

Всего через несколько лет после приобретения InBev в 1997 году пивоварни "Trebjesa" AD в Никшиче (Черногория) среднемесячная зарплата на предприятии упала с 321 до 87 евро, были уволены 243 из 547 работников. Работники предприятия уже давно являются членами независимого профсоюза "Trebjesa" AD (SDSPT). Сначала профсоюзу удавалось сопротивляться злоупотреблениям руководства Interbrew в области зарплат и занятости, но он был вынужден дважды прибегать к забастовке. Забастовки сыграли важную роль в остановке резкого снижения заработной платы и получении официального письменного обязательства Interbrew обсуждать коллективный договор. Однако Intebrew нарушила подписанное соглашение и отказалась от переговоров. Поэтому в мае 2002 года профсоюз был вынужден начать третью забастовку. Interbrew ответила на это локаутом и одновременно уволила более 50 забастовщиков, пытаясь таким образом расправиться с профсоюзом. Среди уволенных был и председатель SDSPT Божидар Перович.


Соглашение в Дубровнике

В связи с тем, что конфликт в Черногории вызвал негативную реакцию общественности, Interbrew приняла предложение IUF провести в сентябре 2002 года встречу в хорватском городе Дубровник для обсуждения справедливого соглашения. На встрече также присутствовали членские организации IUF в Бельгии, профсоюзы CCAS-CSC и FGTB-Horval, представляющие большинство членов профсоюзов Бельгии. Interbrew согласилась положить конец 4-месячному конфликту на пивоварне "Trebjesa", возобновить переговоры по зарплате, а также гарантировать, что все 303 работника пивоварни начнут снова получать заработную плату. Interbrew подписала соглашение о защите членов профсоюза и забастовщиков от дискриминации и преследований, а также согласилась прекратить временное отстранение от должности 15 руководителей забастовочного комитета и отозвать судебные иски против них. Соглашение было одобрено работниками "Trebjesa", вернувшимися на свои рабочие места вскоре после его подписания. Interbrew гарантировала, что будет полностью уважать положения этого соглашения.

Неподсудная компания

Свое обещание Interbrew не выполнила. Хотя другие забастовщики были восстановлены на работе, президенту профсоюза Перовичу было в этом отказано. В 2003 и 2004 годах суд Черногории дважды признавал компанию виновной, объявлял увольнение Перовича незаконным и приказывал немедленно восстановить его на работе с выплатой заработной платы за весь период вынужденных пропусков работы. Однако права профсоюза и законы Черногории не принимаются всерьез компанией, считающейся одним из основных инвесторов в стране и поэтому уверенной, что она может сама выбирать, каким законам ей подчиняться. В результате, для президента профсоюза Перовича не нашлось работы на предприятии Interbrew-Trebjesa, но он, тем не менее, был переизбран на свой пост и, следовательно, формально остался работником Interbrew. Несмотря на то, что на предприятие регулярно принимают новых работников, местное руководство настаивает на том, что предыдущая должность Перовича была сокращена, а уровень его квалификации не позволяет предложить ему какую-либо иную должность.

Перович проработал на Interbrew 34 года, он дважды награждался званием «лучший работник года». В апреле 2005 года его принудительно отправили в отпуск. По неофициальной информации от местного руководства, восстановить его не разрешает штаб-квартира InBev, и нет никаких шансов, что он вернется на предприятие. 6 июня 2005 года он вышел на работу, но был отослан домой. Он был временно отстранен от работы до ноября 2005 года, но был снова уволен: беспрецедентный шаг руководства, отказывающегося признавать, что он был восстановлен на работе. Interbrew открыто игнорирует постановление суда Черногории.

Что скрывается за «непревзойденным мастерством в управлении персоналом»

Interbrew не просто нарушила международно признанные трудовые стандарты. Она также нарушила и соглашение, подписанное с IUF и двумя бельгийскими профсоюзами. IUF потребовал объяснений. В конце 2005 года InBev послала в Брюссель на встречу с Генеральным секретарем IUF Роном Освальдом директора по персоналу Марка Кронина. Во время встречи Кронин старательно поддерживал создаваемый InBev образ «непревзойденного мастерства в управлении персоналом». Он пообещал дать ответ по поводу права Перовича на получение зарплаты за весь срок его незаконного недопущения к работе плюс выплаты ему справедливой компенсации за недопустимое обращение со стороны компании.

Ответ от Кронина так и не пришел. InBev сообщила бельгийским профсоюзам, что Перовичу будет выплачена компенсация, и на этом все закончилось. Перович снова был уволен в январе 2006 года. Ему была предложена компенсаций в 19185 евро, которую он отказался принять, так как счел эту сумму несправедливой. Эта та сумма, которую InBev, крупнейшая в мире пивоваренная компания, доход которой за 2005 год составил 11656 млн. евро, готова заплатить за то, чтобы избавиться от президента профсоюза.

Перович продолжает борьбу. Он и его семья живут на средства, собираемые в ходе организованной IUF и его членскими организациями международной кампании солидарности. Он по-прежнему является избранным президентом профсоюза работников InBev Trebjesa. Очередные выборы в профсоюзе пройдут весной 2006 г. Компания оказывает давление на работников, добиваясь, чтобы Перович не был переизбран. InBev уже продемонстрировала, что она может безнаказанно пренебрегать международным и национальным трудовым законодательством.

В корпоративном отчете InBev за 2004 год говорится: «InBev уважает юридические рамки, в которых она действует, в отношении права работников на вступление в профсоюзы. Мы уважаем право на свободу объединения и ведение коллективных переговоров». Для тех, кто производит пиво InBev, оно никогда еще не было таким горьким.

Действуйте незамедлительно! Что Вы можете сделать

Работники устали от увольнений, нарушений прав профсоюзов, пренебрежения подписанными соглашениями и закрытий исторических пивоварен.


Отправьте письмо руководству InBev, призвав компанию:










Копия Вашего письма будет автоматически отправлена в секретариат IUF.
Заранее благодарим Вас за поддержку